На Руси в старину соблюдался обычай - в день венчания жених присылал невесте через сваху или свою тётку "жениховую шкатулку", в которой лежали фата, восковые цветы, венчальные свечи, обручальные кольца, набор гребёнок, духи, иголки, булавки и т.п.
После того как приносили шкатулку, невесту начинали одевать к венцу. Одевала и причёсывала невесту "снарядиха", помогали ей подружки невесты. В дворянских семьях специально для этого приглашали парикмахера. Существовал традиционный обычай, согласно которому невесту обувал "свадебный отрок" (младший брат или другой её близкий родственник). В купеческих семьях невесте вкладывали в туфельку золотой. В богатых семьях свадебный отрок не только обувал собиравшуюся к венцу невесту, но и подавал ей на серебрянном подносе перчатки и фату, провожал до свадебной кареты, нёс за неё шлейф и т.д. К приезду жениха невеста, как правило, была уже одета в свадебный наряд.
В доме жениха шли свои обряды: утром мать чесала сыну кудри - он ведь тоже прощался со своей холостяцкой волей. Чтобы уберечь парня от сглаза, крёстная мать иногда крестообразно вырезала из головы по пучку волос и подпаливала места срезов. Одевали жениха, как и невесту, во всё новое - рубаху, вышитую невестой, пояс, сотканный ею же. При одевании жениха к венцу сохранялась традиционная роль дяди (по материнской линии). Дядя вкладывал в правый ботинок или сапог жениха монету.
Широкое распростронение имел так называемый обряд о пяти приборах. Этот обряд совершался отдельно как в доме жениха, так и в доме невесты. В нём принимали участие только пять человек: мать, отец, жених (невеста), сваха или тётка, шафер (дружка). Примерно за час до отъезда к венцу накрывали стол на пять приборов. Родители благословляли иконой жениха (невесту), затем совершалась обычная церемония: все обходили вокруг стола, после чего приступали к лёгкой закуске.